Что делать, если страхи мешают летать?
Примерно 20% тех, кто путешествует на самолетах, страдают аэрофобией. Это может проявляться по-разному – от легкой дрожи в руках до самых настоящих панических атак. К счастью, психологи уже открыли методы борьбы с этой напастью – и способы реально работают. А чего еще боятся пассажиры, кроме самого полета?
Специалисты выделяют 3 основных вида «воздушных тревог». О них мы расскажем ниже и дадим рекомендации, как по возможности избавиться от каждого.
Страх замкнутого пространства. «Мне так сложно летать, ведь я страдаю клаустрофобией!» - этой фразой многие люди объясняют свое волнение, нервозность и даже чрезмерное употребление спиртного в полете. Между тем клаустрофобия как таковая – это болезненное состояние, которое требует серьезной психотерапии. На бытовом же уровне под этим словом чаще всего понимается дискомфорт, который появляется при долгом пребывании в замкнутом пространстве. У некоторых людей он возникает органически, в силу особенностей натуры. Так, например, холерикам тяжело выносить многочасовую вынужденную неподвижность, которая неизбежна в воздушном путешествии. Еще у части путешественников на сам полет переносятся неприятные эмоции, связанные, например, с последующими событиями. И это тоже становится причиной неприятных ощущений.
- На важную деловую встречу с иногородними клиентами меня отправили неожиданно, – рассказывает Наталья Д., руководитель отдела. - Вопрос нужно было решить в кратчайшие сроки, поэтому в столицу я отправилась самолетом. Если учесть, что опыта таких серьезных переговоров у меня раньше не было, да и отношусь я к своим способностям критично, нетрудно представить, как я себя «накрутила». Мне хотелось покурить, выпить, громко кричать, но больше всего – выйти из самолета. Казалось, что стены и потолок салона давят на меня физически. К середине полета я утвердилась в мысли, что у меня самая настоящая клаустрофобия, которая вот-вот повлечет страшную паническую атаку, а потом я потеряю сознание прямо в самолете. К счастью, мое волнение заметила соседка по креслу. Долгий разговор, в котором я подробно описала все, что чувствую и что мне предстоит, помог лучше всяких успокоительных. Моя попутчица поведала, что у нее тоже бывают подобные состояния – именно перед какими-то важными событиями, где многое зависит лично от нее. Только у нее дискомфорт обычно возникает не в самолете, а… в метро или в такси. И клаустрофобия, о которой мы так любим говорить, тут совершенно не при чем. Это просто удобный термин, которым легко описать свое состояние. Как ни странно, соседка оказалась права. Через месяц я впервые в жизни летела в отпуск – и в пути не возникло ни малейшего намека на боязнь замкнутого пространства, только радость и интерес к окружающим.
Как отличить «настоящую» клаустрофобию от «бытовых» неприятных ощущений? Будьте внимательны! Если вашу боязнь замкнутого пространства невозможно преодолеть с помощью аутотренинга, переключения мыслей на что-либо другое, рационального анализа, если при мысли о полете вас охватывает иррациональный страх, неподвластный обоснованию и пониманию, если уже на борту у вас неожиданно наступают панические атаки – это действительно клаустрофобия как серьезное невротическое состояние! В таких случаях нужна помощь врача-психотерапевта!
Страх беспомощности. «А вдруг мне станет плохо, когда мы будем пролетать над Пакистаном? Вдруг я потеряю сознание? Вдруг у меня будет сердечный приступ?» Странно слышать подобные реплики от человека в расцвете сил, но это факт. Люди относительно молодые переживают перед полетом за свою жизнь и здоровье чаще, чем пенсионеры. Справедливости ради нужно сказать, что примерно в половине случаев опасения имеют под собой основание – в виде гипертонии, диабета или другого серьезного хронического заболевания. Но при этом люди, подверженные недугам, лучше заботятся о своей безопасности и яснее представляют себе все риски. По большей части за них можно не переживать. А вот беспочвенные страхи часто возникают у мнительных людей с повышенной возбудимостью, синдромом повышенной тревожности. Еще одна причина таких эскапад – желание привлечь к себе внимание и стать объектом повышенной заботы.
Первое, что стоит сделать в таких случаях – установить, откуда «растут ноги» у вашего страха. Именно у вашего, а не у чужого. Вы подозреваете у себя хроническую болезнь, вам периодически становится плохо на улице, темнеет в глазах, вы падаете в обмороки? Пройдите обследование у врача. У вас время от времени повышается или снижается давление? Сходите на консультацию к специалисту, пусть он выберет мягкие средства, уместные именно в вашем случае. Считаете, что спровоцировать болезненное состояние может сам полет? Изучите информацию о том, что происходит с человеческим организмом на протяжении всего воздушного путешествия, включая взлет и посадку. Кратковременный дискомфорт, как правило, связан с перегрузками. Также стоит учитывать, что давление и влажность в салоне отличаются от привычных «земных» - это тоже может стать источником необычных ощущений. Но в целом современные авиапутешествия безопасны – ведь даже беременные женщины на больших сроках летают без катастрофических последствий для здоровья.
Но если все же вам станет не по себе уже в воздухе – беспокоиться нет причины. Экипаж любого самолета умеет оказывать первую медицинскую помощь – это входит в обязанности бортпроводников. Если у вас закружится голова или вам покажется, что обморок уже близок – обратитесь к стюарду. Он принесет аптечку и сделает все, чтобы облегчить ваше неприятное состояние.
Страх не иметь контроля над ситуацией. Отчасти этот случай схож с предыдущим. «В самолете от меня ничего не зависит, я беспомощен и не смогу ничего сделать, если вдруг что-то пойдет не так» - вот как описывают свои ощущения тревожащиеся пассажиры. И здесь, как ни в какой другой ситуации, свои плоды дает разумный подход.
Определите - что именно вас беспокоит? То, что откажет техника, а вы не сможете ничего сделать? Но и на земле вы вряд ли почините поезд или пассажирский автобус, если он сломается. То, что вам станет плохо в рейсе? Об этом мы достаточно подробно написали в предыдущем пункте. Что самолет загорится, упадет, а «выйти» из него вы не сможете? Вряд ли вы попадете в центр такого увлекательного действа. Воздушные суда осматривают и обслуживают гораздо тщательнее, чем маршрутки и даже поезда – в пассажирской авиации очень строгие требования. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к независимым источникам информации. Взгляните на ситуацию трезво. Отстранитесь от эмоциональных новостей «желтой прессы» и скандальных программ по телевидению. Сгущать краски стремятся многие СМИ – это их работа. А вам нужны холодные и четкие данные без истерических интонаций на фоне.
Если вас волнует конкретная ситуация (например, что случится, если в воздухе у «Боинга» или «Ту» вдруг откажет один двигатель) – лучше обратиться за разъяснениями непосредственно к летчикам, причем заранее и в спокойной обстановке. Очень помогают в таких случаях тематические форумы, где пилотам можно задать любой вопрос и получить достоверный ответ. Полезно также почитать нормативные документы гражданской авиации, посмотреть документальные фильмы о пассажирских рейсах и даже видеоролики, снятые самими летчиками в кабине воздушного судна. Это успокаивает и рассеивает сомнения.
Другие статьи
- Снят с рейса
Летают сегодня многие, а еще больше людей попадают в нелепые ситуации в аэропорту или прямо на борту. Возможно, вы помните историю, когда одна австралийская авиакомпания даже не зарегистрировала пассажира только потому, что тот был одет в футболку с надписью «Буш – террорист номер 1». Они назвали э.. - Как одеться в полёт
Наблюдая за пассажирами, невольно начинаешь улыбаться! Некоторые из них выглядят не совсем «по ситуации». Шпилька 10 см, мини-юбка, красная помада. Разве так собираются, отправляясь в путешествие? Полет может превратиться в настоящую катастрофу, если обувь будет натирать или жать, а юбочка не согре.. - Шопинг в аэропорту
Недавно был составлен список лучших duty free зон мира. В него вошли следующие аэропорты: Хьюстон, Дубай, Лондон, Пекин, Токио, Гонконг, Куала-Лумпур, Сингапур, Варшава и Хельсинки. Как вы успели уже заметить, России в этой десятке победителей нет. Наши duty free, как правило, дороже, да и выбор нам.. - Комфорт – дело тонкое: правда о креслах
Всем нам хочется летать быстро, недорого и комфортно. Однако не всегда удается получить последнее, а именно – комфорт. Он зависит от многих вещей – хорошее обслуживание, широкий выбор блюд и напитков. Однако начинается он не с этого. Немаловажная составляющая хорошего полета – кресла. Они могут быт.. - Из класса в класс
«Можно ли пересесть из эконом-класса в бизнес?» Этот вопрос часто задают путешественники, желающие обеспечить себе наибольший комфорт с наименьшими затратами. Хотите, чтобы было и недорого, и удобно? Тогда этот материал для вас! Бизнес-класс – поистине спасение на дальнемагистральных рейсах..