Самая романтичная «небесная» профессия

Вручную закатывать самолет в ангар и носить ведра с топливом для дозаправки – сейчас нам даже представить сложно, как это может выглядеть. Однако именно это входило в обязанности первых стюардесс. Правда, с того времени прошло уже больше 80 лет. Женщины-бортпроводницы появились на рейсах пассажирской авиации только в 1930 году. Прежде комфорт и безопасность пассажиров обеспечивали стюарды-мужчины, а еще раньше за это и вовсе отвечал второй пилот.

Первой в истории стюардессой стала американка – медсестра Эллен Черч. День, когда она вышла в свой первый рейс, считается днем рождения профессии – 15 мая 1930 года. Самое интересное, что сначала Эллен Черч хотела стать пилотом. Именно поэтому она пошла учиться в компанию Boeing Air Transport. Но вскоре девушке предложили набрать группу из нескольких человек, готовых занять совершенно новую должность, и самой присоединиться к ним.

Обязанности первых бортпроводниц были весьма тяжелыми и неприглядными. В полете девушкам приходилось даже чистить ботинки пассажирам и убирать туалеты. Кроме того, стюардессы занимались погрузкой багажа, наводили порядок в пилотской кабине, проверяли, надежно ли крепятся к полу пассажирские кресла, а в аэропорту помогали наземному персоналу – каким именно образом, мы уже описали в начале материала. При этом девушки проводили в воздухе около 100 часов в месяц (сейчас норма составляет 77-88 часов). Стоит учесть, что по тогдашним требованиям стюардессы были просто миниатюрными – не выше 163 см и не тяжелее 53 кг.

Сейчас же правила изменились прямо противоположным образом. Идеальная бортпроводница – девушка ростом около 170 см и возрастом около 25 лет. Стюардесс ниже 160 см практически не встретишь – авиакомпании устанавливают достаточно жесткие нормы. И касается это не только внешности. Бортпроводница должна иметь отличное здоровье – иначе не выдержать нагрузок. А они впечатляют: постоянная смена часовых поясов, перепады давления, «разорванный» график сна и бодрствования. Прибавьте сюда особый кондиционированный воздух в салоне самолета – в нем гораздо меньше кислорода, чем «на земле», и всего около 20% влаги. И если у стюардессы есть, скажем, заболевания сердечно-сосудистой системы, она просто не сможет выполнять свои рабочие обязанности. А их за 80 лет меньше не стало – скорее, только прибавилось.

С чего начинается рабочий день бортпроводника? С прибытия в аэропорт за два-три часа до вылета. Скажем, если самолет отправляется в рейс в 6 утра, все члены экипажа обязаны быть в аэропорту около 4 часов ночи. Стюардессы проходят досмотр службы безопасности и медицинский контроль перед рейсом. Врач внимательно оценивает состояние работников – даже с насморком «в небо» не выпустят.

Примерно за час до отправки рейса проводится предполетный брифинг. На нем присутствуют все пилоты и бортпроводники (кабинный экипаж). Точное число стюардов зависит от типа самолета, норм авиакомпании. У каждого есть четко закрепленные обязанности: кто-то отвечает за аварийно-спасательную часть, кто-то за питание, кто-то – за бытовое обслуживание. Приемом груза и багажа также ведает один из членов кабинного экипажа, поэтому бортпроводницы обязаны знать порядок приема и сдачи вещей, требования к багажу, нормативную документацию.

На предполетном брифинге у всех бортпроводниц проверяют аварийно-спасательную подготовку. Это самое важное в работе стюардесс: каждая из них отвечает за безопасность, каждая должна уметь эвакуировать пассажиров из самолета за полторы минуты. Опытные представительницы этой профессии рассказывают, что в момент взлета у них в голове автоматически проносится «кино» - порядок действий при чрезвычайной ситуации. Сколько в самолете надувных трапов, что делать, если за ближайшей дверью огонь, как действовать при экстренной посадке – всему этому бортпроводников сначала учат на курсах, а потом периодически «обновляют» знания и проверяют подготовку. Обычно стюардессы выезжают на «тренировки» раз в полгода. А на предполетном брифинге пилот имеет право задать любому члену экипажа любой вопрос о порядке действий в экстренной ситуации. И если бортпроводник не сможет ответить, его вправе снять с рейса и заменить другим.

Каждая стюардесса, даже если она прирожденный гуманитарий, обязана знать техническое устройство и оснащение самолета. Именно поэтому бортпроводницам приходится переучиваться, если они начинают работать на воздушных судах другого типа (допустим, на «Боинге» после «Ту»).

После брифинга члены экипажа проводят предполетную подготовку – уже на борту. Ответственные за питание принимают еду, сверяют количество порций, наличие многих необходимых вещей, от посуды до салфеток. Ведающая коммерческой загрузкой принимает на борт багаж и почту, сверяется с накладными. Тот из членов экипажа, кто отвечает за аварийно-спасательное оборудование, считает количество спасательных жилетов и другого нужного оснащения, контролирует, все ли закреплено на местах, работает ли система аварийного освещения. Все в порядке? Функционирует? О готовности докладывают пилотам. И только после этого можно встречать пассажиров.

Немногие путешественники знают, что стюардессы – это в большинстве своем еще и хорошие психологи. Бортпроводницы со стажем уже по внешнему виду путешественника и паре реплик могут определить, чего стоит ожидать от него в полете. Кто способен впасть в тихую панику или проявить агрессию по отношению к соседям по самолету? Если стюардесса «вычисляет» таких людей, в голове у нее рождается несколько вариантов действия, причем это может происходить автоматически, без особых усилий. Почему так получается? Потому что в бортпроводницы изначально попадают девушки с особым складом характера. С одной стороны, нужна общительность и дружелюбие, с другой – решительность и уравновешенность. Стюардесса должна уметь и ласково успокоить заплакавшего ребенка, и жестко «поставить на место» буяна, угрожающего разнести весь салон.

Стрессоустойчивость, проницательность и способность найти подход к каждому – вот что требуется от кабинного экипажа. Девушка угрюмая, недружелюбная и мнительная в стюардессы не попадет. Недаром же для поступающих на курсы бортпроводников обязательно проводится психологическое тестирование – иногда в нем бывает до 500 заданий! Именно это помогает выявить, как человек поведет себя в экстремальной ситуации. Правда, сами «небесные ангелы» меньше всего хотят, чтобы в полете произошло нечто «впечатляющее». Тем не менее, время от времени бортпроводницам приходится и принимать роды, и спасать пассажиров с сердечным приступом, и помогать при банальных панических атаках. Поэтому, кроме психологии, девушки блестяще знают основы медицинской помощи и каждые полгода повторно проходят курсы по этому направлению.

Независимо от того, случилось ли в полете что-то экстраординарное, по прибытии на землю обязанности не заканчиваются. После прощания с пассажирами бортпроводницы обязаны осмотреть самолет - не забыл ли кто-то из пассажиров пиджак или сумку, не взял ли «на память» спасательный жилет, все ли двери и прочее оборудование исправно работают. Затем следует проверка безопасности – нет ли где-либо в салоне подозрительных предметов. И только после этого стюардессы сдают транспорт наземным службам: коммерческим, техническим, бытовым.

Бортпроводник – одна из тех профессий, где рабочий день действительно ненормирован. Здесь нужно уметь совмещать несовместимое «в рамках» одной личности. И о романтичности этой профессии тоже можно поспорить. Ясно одно: ее стоило «изобрести». В противном случае пассажирские перелеты были бы далеко не такими комфортными и безопасными, как сейчас.

Другие статьи

  • Если ваш ребенок боится самолетов…
    «Мы собираемся на отдых в Турцию. С собой берем четырехлетнюю дочь, это будет ее первое путешествие по воздуху. И неожиданно наш отпуск оказался под угрозой срыва - ребенок категорически отказывается даже подходить к самолету. Утверждает, что боится его. Как убедить кроху, что это не страшно?»..
  • Комфорт – дело тонкое: правда о креслах
    Всем нам хочется летать быстро, недорого и комфортно. Однако не всегда удается получить последнее, а именно – комфорт. Он зависит от многих вещей – хорошее обслуживание, широкий выбор блюд и напитков. Однако начинается он не с этого. Немаловажная составляющая хорошего полета – кресла. Они могут быт..
  • Три вида бюджетных авиакомпаний
    Путешествие по Европе за 5 евро – это фантастика? Вовсе нет! В природе давно существуют авиабилеты стоимостью 10, 5 и даже 1 евро! Правда, заполучить их не так просто. Надо знать, как покупать, когда, а самое главное – у кого. Для того, чтобы летать дешево, нужно обращаться к бюджетным авиакомпания..
  • У страха глаза велики.
    «Бесплатный сыр только в мышеловке» - чаще всего именно так люди аргументируют свой отказ лететь чартерным рейсом. Билет на него на 30-40% дешевле, чем на аналогичный регулярный рейс. Подозрительно? Отнюдь. Топливные сборы в обоих случаях одинаковы. Качество самолетов – одинаковое. Более того ре..
  • Самые впечатляющие аэропорты мира
    В этом материале я хочу рассказать о нескольких аэропортах, которые поразили меня своей величественной красотой. Отдых в тропическом лесу! Неизвестно, куда может закинуть судьба, и где вы проведете следующий отпуск? Вполне возможно, что вам предстоит сделать пересадку в сказочном Сингапуре. Здес..

Скидки от авиакомпаний

Рассылка

Лучшие тарифы

Специальная стоимость авиабилетов - это реальная возможность купить билеты дешево, если Вам подходят условия его действия.

Кампинасот 674 USD
Белфастот 15033 RUB
Виктория-Фоллсот 2399 EUR
Тобольскот 2149 RUB
Даммамот 37900 RUB
Бугульмаот 9485 RUB
Кавалеровоот 2140 RUB

Статьи и обзоры

Ramblers
Top100 Яндекс.Метрика