Рейтинги безопасности авиакомпаний: можно ли доверять им?

Каждый день мы сталкиваемся с самыми разными рейтингами и списками. Пассажирская авиация – не исключение. Воздушных перевозчиков «сортируют» особенно часто и активно: самые пунктуальные, самые комфортные, самые крупные, самые лучшие, самые худшие, самые…. Но центральное место в этом разнообразии занимают рейтинги надежности и безопасности. Признайтесь честно: вы ведь хоть раз, да интересовались, у какой компании упало меньше всего самолетов? А есть ли вообще на земле хоть один авиапассажир, который ни разу не задавался этим вопросом?

Когда мы подходим к вопросам безопасности вплотную, нет-нет да и появляются сомнения – а можно ли вообще доверять этим рейтингам? В Европе перечень один, в США - другой, в интернациональном списке половины авиакомпаний вообще нет, а из русских имеется только одна, и то в конце – несмотря на то, что она существует уже 70 лет. И как же быть? Стоит ли принимать подобную информацию во внимание? И на какие авторитетные источники при этом ориентироваться?

Казалось бы, в столь важном вопросе расхождений и противоречий вообще не должно быть. Есть такая вещь, как неумолимая статистика – именно на ее основе и должны составляться достоверные рейтинги. Информацию об авиапроисшествиях во всем мире собирает Бюро по расследованию несчастных случаев при авиаперелетах - Jet Airliner Crash Data Evaluation Center (JACDEC). Оно же рассчитывает индекс надежности – при этом используются такие данные, как год основания компании, объем перевозок, количество допущенных ею аварий, число жертв а также время работы без происшествий. Таким образом, на первых местах в списке оказываются авиалинии с самой лучшей репутацией.

Методика JACDEC достаточно проста, а получающиеся рейтинги можно назвать математически достоверными. Но и здесь есть свой нюанс. Данные о происшествиях систематизируются и учитываются отнюдь не со дня первого полета в гражданской авиации. JACDEC ведет свою статистику с 1973 года. За более ранними сведениями можно обратиться в другие источники – государственные архивы, СМИ, и, конечно же, к самим авиакомпаниям. Крупные воздушные перевозчики, конечно, не заинтересованы в том, чтобы скрывать информацию о себе. Они стремятся к доверию и прозрачности – и именно потому даже данные об аварийности выкладывают в открытый доступ.

А как насчет тех предприятий, которые сознательно скрывают «личную» статистику авиапроисшествий? В серьезных рейтингах такие авиалинии обычно оказываются в конце списка, с лаконичной пометкой «н\д» - нет данных. «Скорее это плохо, нежели хорошо», - думает среднестатистический пассажир. Соответственно, и отношение к «партизанам» будет более настороженным.

Рейтинги на основе данных JACDEC периодически публикуются в различных СМИ. Именно там, по большому счету, путешественники и находят ответы на свои вопросы о безопасности. Однако и здесь есть свои «подводные камни». На пути к широкой аудитории информация может исказиться – особенно если данные не перепроверяются достаточно тщательно. А это в современных СМИ, к сожалению, не редкость. Именно поэтому за важными сведениями путешественники все чаще обращаются к оригинальным источникам. Сейчас, когда быстрый и бесплатный доступ в интернет есть даже в самых маленьких провинциальных аэропортах, это стало просто как никогда.

Кроме глобальных, у многих государств есть также свои «внутренние» рейтинги авиационной безопасности. Как правило, они составляются по тому же принципу, что и у JACDEC. Но при просмотре таких списков тоже нужно внимание, и обращать его стоит на несколько принципиальных моментов. Во-первых, составитель должен указать, все ли авиапредприятия страны он охватил, или в список входит только их часть. Второй важный фактор – год, с которого ведется отсчет. Если для одной авиакомпании берется статистика за 10 лет, а для другой – только за последние два года, нетрудно догадаться, в чью пользу возможен «перекос».

Подведем итог: какими же качествами обладает грамотно составленный рейтинг надежности авиакомпаний?

  • Вам должно быть понятно, по каким принципам составлялся список: входят ли сюда самые крупные авиакомпании мира, или все предприятия Европы, или авиалинии одной отдельно взятой страны, и т.п.
  • Составитель обязан дать краткое пояснение, по каким «разрядам» он сортировал участников. Простое перечисление названий в столбик доверия у пассажиров не вызывает. Чаще всего рейтинги выглядят как таблица, где указан год создания каждой компании, число авиакатастроф и погибших, индекс надежности и другие необходимые данные.
  • В рейтинге обязательно должна быть ссылка на источник. Лучше всего, если в материале будет пометка «на основе данных JACDEC».
  • И обязательно обратите внимание на дату составления списка. Даже самая скурупулезно собранная статистика периодически устаревает и нуждается в обновлениях.

Другие статьи

  • Перевозка музыкальных инструментов воздушным транспортом
    «Мне нужно перевезти в багаже скрипку, флейту, гитару… Как это лучше сделать?» - подобные вопросы периодически поступают от пассажиров к представителям авиакомпаний. aviashop.ru рассказывает о принятых правилах воздушной перевозки музыкальных инструментов. Как известно, хрупкие вещи, требую..
  • Я боюсь, что сыт по горло… самолётной тоской…
    Я боюсь, что сыт по горло… самолётной тоской… Тот, кто летит на самолёте первый раз, скучать во время путешествия по воздуху, пожалуй, не станет: всё кажется новым, неизведанным, а потому интересным. Развлекает сама ситуация «надо же, я лечу!». Но чем больше часов «налетал» человек, тем обыденн..
  • Как одеться в полёт
    Наблюдая за пассажирами, невольно начинаешь улыбаться! Некоторые из них выглядят не совсем «по ситуации». Шпилька 10 см, мини-юбка, красная помада. Разве так собираются, отправляясь в путешествие? Полет может превратиться в настоящую катастрофу, если обувь будет натирать или жать, а юбочка не согре..
  • Тарифы и скидки: для тех, кто хочет путешествовать без переплат
    Авиабилеты на один и тот же рейс порой могут стоить по-разному. От чего это зависит? Перевозчик вправе разделять билеты для продажи сразу по нескольким тарифам. Если пассажир не успел или не знал о таком негласном правиле авиакомпаний, то его перелет будет стоить на порядок выше, чем у гра..
  • Чем нас кормят на борту самолета?
    «А кажется ли вам еда на борту пластмассовой? Конечно же, да!» Так отвечают многие, даже не подозревая о том, что сами могут составить свое меню на весь полет! Качество пищи, безусловно, зависит от авиакомпании и класса обслуживания. Тем не менее, каждый человек может сам для себя решить, ч..

Скидки от авиакомпаний

Лучшие тарифы

Специальная стоимость авиабилетов - это реальная возможность купить билеты дешево, если Вам подходят условия его действия.

Аомориот 579 EUR
Либревильот 26360 RUB
Анкориджот 409 EUR
Риминиот 139 EUR
Коророт 809 RUB
Далласот 169 EUR
Лахорот 12750 RUB

Отзывы клиентов

Статьи и обзоры