Что делать, если страхи мешают летать?

Примерно 20% тех, кто путешествует на самолетах, страдают аэрофобией. Это может проявляться по-разному – от легкой дрожи в руках до самых настоящих панических атак. К счастью, психологи уже открыли методы борьбы с этой напастью – и способы реально работают. А чего еще боятся пассажиры, кроме самого полета?

Специалисты выделяют 3 основных вида «воздушных тревог». О них мы расскажем ниже и дадим рекомендации, как по возможности избавиться от каждого.

Страх замкнутого пространства. «Мне так сложно летать, ведь я страдаю клаустрофобией!» - этой фразой многие люди объясняют свое волнение, нервозность и даже чрезмерное употребление спиртного в полете. Между тем клаустрофобия как таковая – это болезненное состояние, которое требует серьезной психотерапии. На бытовом же уровне под этим словом чаще всего понимается дискомфорт, который появляется при долгом пребывании в замкнутом пространстве. У некоторых людей он возникает органически, в силу особенностей натуры. Так, например, холерикам тяжело выносить многочасовую вынужденную неподвижность, которая неизбежна в воздушном путешествии. Еще у части путешественников на сам полет переносятся неприятные эмоции, связанные, например, с последующими событиями. И это тоже становится причиной неприятных ощущений.

- На важную деловую встречу с иногородними клиентами меня отправили неожиданно, – рассказывает Наталья Д., руководитель отдела. - Вопрос нужно было решить в кратчайшие сроки, поэтому в столицу я отправилась самолетом. Если учесть, что опыта таких серьезных переговоров у меня раньше не было, да и отношусь я к своим способностям критично, нетрудно представить, как я себя «накрутила». Мне хотелось покурить, выпить, громко кричать, но больше всего – выйти из самолета. Казалось, что стены и потолок салона давят на меня физически. К середине полета я утвердилась в мысли, что у меня самая настоящая клаустрофобия, которая вот-вот повлечет страшную паническую атаку, а потом я потеряю сознание прямо в самолете. К счастью, мое волнение заметила соседка по креслу. Долгий разговор, в котором я подробно описала все, что чувствую и что мне предстоит, помог лучше всяких успокоительных. Моя попутчица поведала, что у нее тоже бывают подобные состояния – именно перед какими-то важными событиями, где многое зависит лично от нее. Только у нее дискомфорт обычно возникает не в самолете, а… в метро или в такси. И клаустрофобия, о которой мы так любим говорить, тут совершенно не при чем. Это просто удобный термин, которым легко описать свое состояние. Как ни странно, соседка оказалась права. Через месяц я впервые в жизни летела в отпуск – и в пути не возникло ни малейшего намека на боязнь замкнутого пространства, только радость и интерес к окружающим.

Как отличить «настоящую» клаустрофобию от «бытовых» неприятных ощущений? Будьте внимательны! Если вашу боязнь замкнутого пространства невозможно преодолеть с помощью аутотренинга, переключения мыслей на что-либо другое, рационального анализа, если при мысли о полете вас охватывает иррациональный страх, неподвластный обоснованию и пониманию, если уже на борту у вас неожиданно наступают панические атаки – это действительно клаустрофобия как серьезное невротическое состояние! В таких случаях нужна помощь врача-психотерапевта!

Страх беспомощности. «А вдруг мне станет плохо, когда мы будем пролетать над Пакистаном? Вдруг я потеряю сознание? Вдруг у меня будет сердечный приступ?» Странно слышать подобные реплики от человека в расцвете сил, но это факт. Люди относительно молодые переживают перед полетом за свою жизнь и здоровье чаще, чем пенсионеры. Справедливости ради нужно сказать, что примерно в половине случаев опасения имеют под собой основание – в виде гипертонии, диабета или другого серьезного хронического заболевания. Но при этом люди, подверженные недугам, лучше заботятся о своей безопасности и яснее представляют себе все риски. По большей части за них можно не переживать. А вот беспочвенные страхи часто возникают у мнительных людей с повышенной возбудимостью, синдромом повышенной тревожности. Еще одна причина таких эскапад – желание привлечь к себе внимание и стать объектом повышенной заботы.

Первое, что стоит сделать в таких случаях – установить, откуда «растут ноги» у вашего страха. Именно у вашего, а не у чужого. Вы подозреваете у себя хроническую болезнь, вам периодически становится плохо на улице, темнеет в глазах, вы падаете в обмороки? Пройдите обследование у врача. У вас время от времени повышается или снижается давление? Сходите на консультацию к специалисту, пусть он выберет мягкие средства, уместные именно в вашем случае. Считаете, что спровоцировать болезненное состояние может сам полет? Изучите информацию о том, что происходит с человеческим организмом на протяжении всего воздушного путешествия, включая взлет и посадку. Кратковременный дискомфорт, как правило, связан с перегрузками. Также стоит учитывать, что давление и влажность в салоне отличаются от привычных «земных» - это тоже может стать источником необычных ощущений. Но в целом современные авиапутешествия безопасны – ведь даже беременные женщины на больших сроках летают без катастрофических последствий для здоровья.

Но если все же вам станет не по себе уже в воздухе – беспокоиться нет причины. Экипаж любого самолета умеет оказывать первую медицинскую помощь – это входит в обязанности бортпроводников. Если у вас закружится голова или вам покажется, что обморок уже близок – обратитесь к стюарду. Он принесет аптечку и сделает все, чтобы облегчить ваше неприятное состояние.

Страх не иметь контроля над ситуацией. Отчасти этот случай схож с предыдущим. «В самолете от меня ничего не зависит, я беспомощен и не смогу ничего сделать, если вдруг что-то пойдет не так» - вот как описывают свои ощущения тревожащиеся пассажиры. И здесь, как ни в какой другой ситуации, свои плоды дает разумный подход.

Определите - что именно вас беспокоит? То, что откажет техника, а вы не сможете ничего сделать? Но и на земле вы вряд ли почините поезд или пассажирский автобус, если он сломается. То, что вам станет плохо в рейсе? Об этом мы достаточно подробно написали в предыдущем пункте. Что самолет загорится, упадет, а «выйти» из него вы не сможете? Вряд ли вы попадете в центр такого увлекательного действа. Воздушные суда осматривают и обслуживают гораздо тщательнее, чем маршрутки и даже поезда – в пассажирской авиации очень строгие требования. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к независимым источникам информации. Взгляните на ситуацию трезво. Отстранитесь от эмоциональных новостей «желтой прессы» и скандальных программ по телевидению. Сгущать краски стремятся многие СМИ – это их работа. А вам нужны холодные и четкие данные без истерических интонаций на фоне.

Если вас волнует конкретная ситуация (например, что случится, если в воздухе у «Боинга» или «Ту» вдруг откажет один двигатель) – лучше обратиться за разъяснениями непосредственно к летчикам, причем заранее и в спокойной обстановке. Очень помогают в таких случаях тематические форумы, где пилотам можно задать любой вопрос и получить достоверный ответ. Полезно также почитать нормативные документы гражданской авиации, посмотреть документальные фильмы о пассажирских рейсах и даже видеоролики, снятые самими летчиками в кабине воздушного судна. Это успокаивает и рассеивает сомнения.

Другие статьи

  • Если ваш ребенок боится самолетов…
    «Мы собираемся на отдых в Турцию. С собой берем четырехлетнюю дочь, это будет ее первое путешествие по воздуху. И неожиданно наш отпуск оказался под угрозой срыва - ребенок категорически отказывается даже подходить к самолету. Утверждает, что боится его. Как убедить кроху, что это не страшно?»..
  • Вступаем в альянс: насколько это выгодно?
    В последнее время стало очень модно говорить «для авиаперелетов я выбираю только современные альянсы». Но непосвященному в дела авиабизнеса порой трудно понять суть данной фразы. Что представляют собой данные альянсы? Если говорить очень просто - профессиональные союзы. Авиакомпании при эт..
  • Комфорт – дело тонкое: правда о креслах
    Всем нам хочется летать быстро, недорого и комфортно. Однако не всегда удается получить последнее, а именно – комфорт. Он зависит от многих вещей – хорошее обслуживание, широкий выбор блюд и напитков. Однако начинается он не с этого. Немаловажная составляющая хорошего полета – кресла. Они могут быт..
  • У страха глаза велики.
    «Бесплатный сыр только в мышеловке» - чаще всего именно так люди аргументируют свой отказ лететь чартерным рейсом. Билет на него на 30-40% дешевле, чем на аналогичный регулярный рейс. Подозрительно? Отнюдь. Топливные сборы в обоих случаях одинаковы. Качество самолетов – одинаковое. Более того ре..
  • Мы же тоже люди!
    Один из московских аэропортов, зал регистрации. В очереди - женщина в инвалидной коляске. Она протягивает свой паспорт и билет работнику авиакомпании. Та, мельком взглянув на документы, говорит, что не посадит беспомощного инвалида на борт без сопровождения. А то вдруг ей станет плохо, ведь стюарде..

Скидки от авиакомпаний

Рассылка

Лучшие тарифы

Специальная стоимость авиабилетов - это реальная возможность купить билеты дешево, если Вам подходят условия его действия.

Денпасар-Балиот 340 EUR
Нантот 153 EUR
Нанди (Нади)от 1099 EUR
Суваот 1112 EUR
Брноот 119 EUR
Неапольот 29 EUR
Рио-Де-Жанейроот 680 EUR

Статьи и обзоры

Рейтинг@Mail.ru Ramblers
Top100 Яндекс.Метрика